Перейти к основному содержанию
  • Имя
  • Зарегистрироваться

Главное меню

  • Home
  • Блоги
  • Мастерская
  • ЧЕРНОВИК РОМАНА ЗА 90 ДНЕЙ
  • Каталог
  • Форум
  • Заказать отзыв

Навигация

  • О НАС
  • Рецензии
  • 365 - WriteBrain
  • Архив конкурсов
  • Архив новостей
  • Заполнить анкету
  • Обзоры книг по литмастерству
  • Обратная связь
  • Опросы
  • Произведения
  • Топ рекомендаций

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Сейчас с нами

Пользователей онлайн: 0.

 

Счетчик посещений

Рейтинг@Mail.ru

ВНИМАНИЕ!

Копирование оригинальных материалов Сочинитель.ру возможно только с сохранением авторства и указанием ссылки на первоисточник.

Уважаемые читатели, если вы заметили, что авторство размещенных в Мастерской материалов указано неверно, просьба связаться с администрацией портала.

Вы здесь

Главная

Первая поворотная точка

ПЕРЕВОД: Евстигнеева Ю.А. специально для Сочинитель.ру.
«Провоцирующее происшествие (или «захватывающее происшествие», как кто-то сказал однажды) – это событие или решение,
которое провоцирует возникновение проблемы произведения».

—Джим Халл

История - это череда сцен. Некоторые из этих сцен вполне ожидаемы. Некоторые даже намеренно повторяются с целью подчеркнуть их значение. Но некоторые сцены меняют всё. Эти меняющие расстановку сил сцены и есть поворотные точки. Они вводят важные элементы и события, которые меняют последующий ход истории. Ваша история может иметь любое количество поворотных точек, как не особо значимых, так и переворачивающих всё с ног на голову. Поворотные точки – это то, что двигает вашу историю вперёд. Они смешивают факты, подогревают конфликт и уводят ваших персонажей подальше от любой вероятности прийти к состоянию застоя.

Первая поворотная точка сюжета (которая должна быть помещена приблизительно на отметке одной четверти вашей истории) – это не совсем верное название, поскольку в вашей истории может быть ещё сколько угодно поворотных точек в пределах первой четверти. Например, в фильме «Подмена» есть несколько резких поворотных точек (включая похищение сына главной героини, возвращение подменённого мальчика и настаивание департамента полиции, чтобы она признала ребёнка) до точки одной четверти фильма, когда героиня решает дать отпор коррумпированному департаменту полиции.

Точку одной четверти от других поворотных точек перед ней отличает то, что она меняет всё. Это точка невозврата для ваших персонажей. Первая поворотная точка сюжета – это момент, когда подготовка завершается, и ваш персонаж пересекает свой личный Рубикон.

Однако это не просто событие, которое происходит с главным героем (как, например, похищение сына героини в «Подмене»). Это событие, которое либо включает в себя, либо вызвано сильной и бесповоротной реакцией персонажа (решение героини «Подмены» бороться против полиции). Первая поворотная точка сюжета являет собой конец Первого акта, а реакция персонажа на это событие образует начало Второго. В некотором смысле Первая поворотная точка – это Кульминация Первого акта.

Итак, почему же Первая поворотная точка сюжета помещается на вроде бы произвольную отметку в одну четверть? Почему не одна десятая или не четыре десятых? Всё просто: это точка, на которой врождённое ощущение темпа истории говорит читателю, что должно произойти что-то значительное. Если вы когда-либо смотрели или читали произведение с неудачно выстроенным сюжетом, в котором Первая поворотная точка была пропущена или сдвинута вперёд, вы, вероятно, инстинктивно ощущали, что история затянута. Вероятнее всего, вам это наскучило, и вы не дочитали, занявшись чем-то ещё. Нет Первой поворотной точки – нет сюжетного поворота, и это значит, что Первый акт затянулся; или наоборот, если Первая поворотная точка помещена слишком рано, то затягивается Второй акт.

Если при просмотре кинофильма вы обратите на это внимание, то сможете отследить главные поворотные точки вплоть до минуты. Это делает кино особенно ценным ресурсом для изучения структуры, поскольку мы можем увидеть всю структуру за один просмотр и точно определить места расстановки точек поворота сюжета, разделив общую продолжительность фильма на четыре части. Литературный роман более гибок в плане помещения поворотных точек, но стоит держать в голове отметки четвертей в качестве общей опоры.

ПРИМЕРЫ ИЗ КИНО И ЛИТЕРАТУРЫ

Как одни из самых динамичных моментов любой истории, Первые поворотные точки сюжета легко найти и интересно изучать. Давайте посмотрим, что случается в районе отметки одной четверти в наших выбранных для примера историях.

  • «Гордость и предубеждение»: После бала в Незерфилд Парке Дарси и сёстры Бингли убеждают мистера Бингли вернуться в Лондон и забыть о своих растущих чувствах к Джейн. Уже многое произошло в романе. Лидия и Китти повлюблялись в военных. Уикхем настроил Элизабет против Дарси. Джейн и Элизабет оставались на ночь в Незерфилд до выздоровления Джейн. Также мистер Коллинз сделал предложение Элизабет. Но всё меняется на отметке одной четверти, когда Дарси и семья Бингли уезжают. Это событие разбивает сердце Джейн и наполняет Элизабет яростью по отношению к Дарси. Это также меняет окружение истории, поскольку несколько важных персонажей покидают круг общения семьи Беннет, в котором они находились в течение всей четверти книги.

 

  • «Эта замечательная жизнь»: На протяжении первой четверти истории жизненные планы Джорджа Бейли осуществлялись без помех. Несмотря на различные злоключения в Бедфорд Фоллз, он уже на пути к каникулам в Европе и получению образования в колледже. Затем Первая поворотная точка сюжета наносит удар, и его жизнь меняется навсегда. Когда его отец умирает, планы Джорджа рушатся. Как и в «Гордости и предубеждении», стандарты, которые были установлены в истории, претерпевают сильные изменения. Это уже не история о беззаботном молодом человеке, ведущем свободный образ жизни. С этого момента это история о мужчине, который вынужден взять на себя ответственность за продолжение любимого дела своего отца. 

 

  • «Игра Эндера»: На отметке первой четверти Эндер вступает в Армию Саламандр после победы над агрессивным курсантом Бернардом. Демонстрация Эндером его ума, стойкости и лидерских качеств позволяет ему добиться определённого статуса в Школе. Он ясно даёт понять себе самому, другим детям и наблюдающим за ними инструкторам, что он сделает всё, что необходимо для его выживания. Эта Первая поворотная точка также меняет условия игры (в самом прямом смысле), перемещая Эндера в новое окружение. Как член Армии Саламандр он будет помещён в новое место, новую боевую часть и в условия новых трудных задач.  

 

  • «Хозяин морей: На краю земли»: После починки «Внезапного» и продолжения поисков французского приватира «Ахерон» Джек пребывает в уверенности, что всё пойдёт по его плану. Но его (и зрителей) захватывает врасплох Первая поворотная точка сюжета. Рассчитывая, что «Внезапный» настигнет «Ахерон», капитан вдруг обнаруживает, что это враг настиг их первым и угрожает уничтожить его меньшее по размерам судно. Внезапно он не только теряет уверенность в лёгкой победе – и в победе вообще, - но также он сам и его команда оказываются под угрозой быть захваченными в плен. Они едва-едва уходят из-под носа врага, и игра в кошки-мышки, которая составит оставшуюся часть фильма, начинается всерьёз.

ВЫВОДЫ

Чему мы научились у этих книг и фильмов и их поворотных точек?

  1. Первая поворотная точка сюжета помещается приблизительно на отметке одной четверти от объёма истории («Гордость и предубеждение» - единственный из четырёх примеров, где эта точка сдвинута вперёд, но всего на несколько страниц).
  2. Первая поворотная точка сюжета – это событие, которое меняет всё и является личной поворотной точкой для главного героя.
  3. Первая поворотная точка сюжета почти всегда меняет историю настолько кардинально, что даже окружение героя (физическая обстановка или ряд второстепенных персонажей) меняются.
  4. Первая поворотная точка сюжета – это нечто, на что главный герой должен быть способен среагировать сильно и необратимо.

Первая поворотная точка сюжета – один из самых захватывающих моментов в любой истории. Воспользуйтесь им по полной! Придумайте сильное, необратимое событие, на которое ваш герой не сможет не среагировать всеми своими силами. Вы должны потрясти читателей так сильно в конце Первого акта, чтобы они даже не думали закрыть книгу.

ЗАВЯЗКА И КЛЮЧЕВОЕ СОБЫТИЕ

Первая четверть вашей истории опирается на два важных и необратимых момента: Завязка и Ключевое событие. Я так долго откладывала разговор о Завязке и Ключевом событии, потому что эти события могут происходить в любом количестве точек структуры, которые мы уже обсудили. Теперь, когда вы знаете, что такое Крючок, Первый акт и Первая поворотная точка сюжета, вы сможете чётче увидеть, как и где именно Завязки и Ключевые события влияют на эти моменты.

Иногда Завязки и Ключевые события происходят одно за другим (прибытие детей в Нарнию через картину и их последующее воссоединение с Принцем Каспианом в книге К.С. Льюиса «Покоритель зари», или Плаванье на край света»). Иногда их разделяет весь Первый акт (прибытие заключённых в лагерь и рытьё первого туннеля в книге Джона Стёрджеса «Большой побег»). А иногда одно из них происходит ещё до нормального начала истории (война в книге Маргарет Этвуд «Рассказ служанки»).

Большинство авторов знакомы с тем, что Завязка – это момент, когда история «официально» начинается и жизнь персонажа изменяется навсегда. Однако существует много ошибочных трактовок в отношении Завязки, большинство из которых являются результатом просто факта того, что о понятии «Ключевого события» либо забывают вообще, либо ошибочно называют его Завязкой.

Завязка… приводит историю в движение… [в то время как] ключевое событие – [это] то, о чём написано произведение, и именно оно затягивает главного персонажа в сюжетную линию.

Если представить историю башней из кирпичиков, то Завязка всегда будет первым кирпичиком. Вытащи первый – и вся конструкция придёт в движение. Завязку редко когда не удаётся заметить. Это момент, который меняет всё для главного персонажа и ставит его на путь, по которому он будет идти до конца истории.

Здесь нет нужды вдаваться в подробности. Очевидно, что любое событие в жизни связано с предыдущим событием. Если бы герой не родился (и если бы не встретились его родители или их родители тоже не встретились), то он вряд ли смог бы отправиться в это приключение. Но, если вы не пишете нового Дэвида Коперфильда, то рождение героя или женитьба его бабушки и дедушки не будут вашей Завязкой. Ищите ближе к сути событие, которое напрямую влияет на сюжет.

Хотя Завязка и Ключевое событие иногда могут совпадать, чаще всего они различаются. Ключевое событие – это момент, когда персонаж затронут событиями Завязки. Например, в большинстве детективных историй Завязка (преступление) происходит в стороне от главного героя, который не участвует в действии, пока не происходит Ключевое событие и герой не берёт на себя расследование. Ключевое событие - это связующее вещество, которое «приклеивает» героя к движущей силе Завязки.

Как правило, мы встречаемся с двумя мнениями в отношении правильного положения Завязки. Считается, что она должна располагаться либо в пределах Крючка в первой главе и только, либо в пределах Первой поворотной точки сюжета на отметке одной четверти и только. Обе точки зрения уж очень догматичны.

Крючок и Первая поворотная точка сюжета и так имеют свои фиксированные места вне зависимости от того, куда в итоге встанет Завязка. Не столько важно поместить Завязку на какой-то конкретный отрезок истории, сколько подать Завязку в наиболее подходящий момент. Иногда это означает обрушить Завязку на читателей сразу же, а иногда - немного попридержать.

Ключевое событие происходит после Завязки, поскольку его работа - дополнить Завязку и сделать для главного героя невозможным пройти мимо. Иногда весь Первый акт может уместиться между Завязкой и Ключевым событием, но в таком случае проследите, чтобы Ключевое событие произошло до или во время Первой поворотной точки сюжета.

ПРИМЕРЫ ИЗ КИНО И ЛИТЕРАТУРЫ

Лучший способ почувствовать и понять разницу между Завязкой и Ключевым событием, а также их правильное расположение по отношению друг к другу - это изучить их в действии в работах профессионалов. Давайте посмотрим на примерах выбранных нами книг и фильмов.

 

  • «Гордость и предубеждение»: Прибытие семейства Бингли и Дарси в Меритон является Завязкой, которая приводит наши кирпичики в необратимое движение. Но главная героиня - Элизабет - не затронута этим событием до тех пор, пока она не встречает Дарси и не получает от него отказ на танцевальном вечере в Меритоне. Это и есть Ключевое событие.

 

  • «Эта замечательная жизнь»: Эта классическая кинокартина в течение всего Первого акта неторопливо знакомит нас с персонажами и раскрывает их индивидуальности. Завязка не происходит до самой Первой поворотной точки, когда отец Джорджа умирает от удара. Этот момент меняет жизнь Джорджа навсегда и приводит в движение остальные точки сюжета. До того, как Джордж принял решение занять место своего отца на посту Исполнительного секретаря компании Бейли Бразерс Билдинг энд Друг, он мог бы от всего отказаться в любую минуту. Его решение остаться в Бедфорд Фоллз представляет собой Ключевое событие, поскольку оно бесповоротно вовлекает героя в сюжет истории.

 

  • «Игра Эндера»: Игра Эндера: Завязкой, которая приводит в движение сюжет этого классического произведения научной фантастики, является вторжение насекомообразной инопланетной расы восьмьюдесятью годами ранее. Событие происходит задолго до начала событий книги и обсуждается только ретроспективно, но если бы не это вторжение, Эндеру (третьему ребёнку в семье) никогда не позволили бы родиться. Ключевое событие, которое безвозвратно затягивает его в эту войну, - это его решение пойти в Школу тактической подготовки после того, как его приглашают офицер Графф и Международная служба отбора в космический флот.

 

  • «Хозяин морей: На краю земли»: И снова Завязка происходит до начала самой истории. После начальных титров зрителей информируют, что Британское морское командование проинструктировало капитана Джека Обри перехватить "французский приватир «Ахерон» на пути в Тихий океан [поскольку] тот намерен выполнять боевые действия в тех водах... Потопить, сжечь или взять в качестве трофея". Однако герои оказываются бесповоротно втянутыми в сюжет только с момента Ключевого события, когда «Ахерон» атакует «Внезапного» во время первой сцены.

ВЫВОДЫ

Изучив расположение, использование и связь Завязки и Ключевого события в наших примерах, какие мы можем сделать выводы касательно введения этих важных для произведения моментов в наши книги?

  1. Завязка и Ключевое событие должны произойти в первой четверти книги, желательно или в первой главе, или в Первой поворотной точке сюжета, но вы можете свободно выбирать для них наиболее подходящий момент вашей истории.
  2. Завязка приводит в движение все кирпичики сюжета.
  3. Ключевое событие происходит после Завязки.
  4. Ключевое событие затягивает главного персонажа в сюжет.
  5. Иногда Завязка может произойти до начала первой главы. Но Ключевое событие обязательно должно произойти в ходе истории, чтобы читатели могли его прочувствовать.

Взаимосвязанные отношения между Завязкой и Ключевым событием придадут импульс всей вашей истории. Не останавливайтесь на чём-то меньшем, чем самая мощная и запоминающаяся комбинация, которую только вы сможете придумать. Поместите их стратегически выгодно в пределах первой четверти истории и воспользуйтесь ими, чтобы втянуть ваших читателей в происходящее также безвозвратно, как и главного героя.

Категория: 
Мастерство прозы
‹ АКТ I, часть 2: Введение ставок и окружения Вверх Первая половина второго акта ›
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Яндекс кошелек

Внимание - сумма платежа может быть любой на ваше усмотрение! Спасибо за помощь порталу "Сочинитель.ру"!

PayPal кошелек

Нажмите кнопку, чтобы помочь сайту через аккаунт в ПейПале.

Сочинитель.ру © 2010 - 2016   Все права на рукописи и статьи принадлежат их авторам (Гражданский кодекс РФ, часть 4, раздел VII)

18+ Внимание! Сайт может содержать информацию, запрещенную для детей

 

Создано на Drupal

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer